Поисковая оптимизация - это комплекс мер по улучшению видимости сайта в поисковых системах. Одним из ключевых этапов в этом процессе является сбор и кластеризация семантического ядра. В этой статье мы расскажем, как правильно подобрать ключевые слова и сгруппировать их для разных типов сайтов, чтобы добиться максимальной эффективности продвижения.
Семантическое ядро - это набор ключевых слов и фраз, которые наиболее точно описывают тематику сайта и отдельных его страниц. Именно по этим словам пользователи будут находить ваш ресурс в поисковых системах. Поэтому очень важно собрать максимально полное и релевантное ядро.
Хорошо проработанное семантическое ядро позволяет:
Все ключевые слова можно разделить на несколько типов:
Для большинства сайтов оптимальным будет mix из всех типов запросов, с фокусом на СЧ и НЧ. ВЧ тоже нужно использовать, но не гнаться за ними слепо.
Также ключи различаются по длине: бывают короткие (1-2 слова) и длинные (3 и более слов). Раньше считалось, что короткие важнее, но сейчас поисковые алгоритмы эволюционировали. Люди все чаще ищут длинными фразами. Длинные запросы обычно более низкочастотные, но зато хорошо конвертируют.
Поэтому в семантическом ядре должны быть запросы разной длины. Не стоит пренебрегать длинными низкочастотниками - из них часто получается основной целевой трафик.
Процесс сбора семантики можно разделить на несколько этапов:
Разберем каждый из них подробнее.
Первым делом нужно составить базовый список ключевых слов. Можно взять прямые ключи из названия компании, рубрик каталога и карточек товаров. Если у сайта еще нет структуры, то отталкивайтесь от бизнес-задач: какие услуги вы предлагаете, какие товары продаете.
Очень полезно на этом этапе изучить конкурентов из ТОП-10 поисковой выдачи. Посмотреть, по каким запросам продвигаются их страницы, и добавить эти фразы к себе в базу.
Даже небольшой список базовых ключевиков даст хорошую почву для расширения семантического ядра. Для этого можно использовать:
Здесь мы стараемся собрать максимум вариантов - чем больше релевантных фраз, тем лучше. Выгрузите все данные в один файл, лучше в Excel или Google Таблицы.
Объединенный список запросов необходимо хорошенько почистить и отфильтровать, чтобы остались только целевые ключи. Уберите все неуникальные повторения, нерелевантные и явно "мусорные" фразы.
Затем сгруппируйте похожие запросы в кластеры вручную или с помощью специальных сервисов вроде Just Magic. Кластеризация семантики позволяет структурировать ключи, чтобы потом расписать их по страницам сайта.
Кластеризация - это разбивка семантического ядра на группы тематически близких ключевых фраз. Каждому кластеру будет соответствовать отдельная страница на сайте. Поисковые системы лучше ранжируют сайты, у которых страницы максимально релевантны определённым запросам.
Существует два основных вида кластеризации:
Кластеризовать небольшую семантику можно вручную в Excel. Но для больших ядер лучше использовать специальные сервисы:
Полезно сравнить результаты кластеризации в нескольких сервисах, чтобы получить оптимальную структуру.
Чтобы поисковики правильно ранжировали сайт, каждый кластер ключевых фраз должен соответствовать отдельной целевой странице. Если на одной странице продвигается сразу несколько кластеров, то возникает "каннибализация ключевых слов" и страница ранжируется хуже.
Чаще всего под ключевые слова оптимизируют такие страницы сайта:
У интернет-магазинов обычно больше всего ключей приходится на каталог и товары. А у информационных сайтов и блогов главный упор делается на статейные страницы.
Распределять ключи по страницам можно двумя способами:
Второй вариант обычно используют для работающих сайтов, которым нужна SEO-оптимизация. А первый - для новых проектов, где структуру можно выстроить с нуля на основе семантики.
Методика работы с семантикой немного отличается для разных типов сайтов:
Для коммерческих сайтов очень важны транзакционные ключи с словами "купить", "цена", "заказать" и т.д. Также не стоит забывать про информационные запросы: часто люди сначала ищут обзоры и сравнения товаров, и только потом заходят купить.
Упор делается на информационные ключи, по которым пользователи будут искать полезный контент на вашем сайте. Внутри одной темы собирается большой пул запросов, из которого потом формируются кластеры для написания статей.
Здесь в первую очередь нужно продвигаться по брендовым запросам и ключам, связанным с услугами компании. Если это локальный бизнес, то обязательно используйте геопривязку в ключевых словах.
Для сайтов-агрегаторов вроде Авито, Циан, Booking важны высокочастотные и среднечастотные ключи. Они приносят основной трафик. А вот НЧ-запросы часто неэффективны, т.к. оказываются слишком узкими.
Сбор и кластеризация семантического ядра - важнейший этап поисковой оптимизации любого сайта. Только работая с правильными ключевыми словами, можно привлечь целевых посетителей и улучшить позиции в поиске. Универсальных решений тут нет, нужно учитывать особенности ниши и тип ресурса.
1. Сколько ключевых слов должно быть в семантическом ядре?
Однозначного ответа нет, все зависит от тематики и размера сайта. Например, для небольшого корпоративного сайта может хватить 50-100 ключей. А крупным интернет-магазинам часто требуются тысячи и даже десятки тысяч ключевых фраз.
2. Как часто нужно обновлять семантическое ядро сайта?
Желательно актуализировать семантику хотя бы раз в полгода-год. Со временем какие-то ключи могут терять актуальность, а какие-то новые фразы - наоборот набирать популярность. Без обновления семантики можно упустить важные тренды.
3. Нужно ли прописывать на сайте абсолютно все собранные ключи?
Не обязательно использовать 100% семантики, особенно если ключей очень много. Иногда хватает охватить 70-80% ядра, а остальные малозначимые фразы не тратить время. Но основные ключи обязательно должны быть в текстах.
4. Можно ли продвинуть сайт только по высокочастотным запросам?
Продвижение только по ВЧ обычно малоэффективно. Под них трудно попасть в ТОП, конкуренция огромная. Основной трафик приносят среднечастотные и низкочастотные ключи, заточенные под конкретные товары/услуги. Поэтому нужен баланс.